Управление рисками при заказе разработки сайта

автор Егор Добрынин, 5 июня 2013, рубрика Тематические статьи. нет комментариев

риск — вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти только нейтральные или отрицательные последствия

Предположим, Вы хотите заказать разработку сайта и выбрали исполнителя. У вас есть определенные представления о том, что получится в итоге и как это поможет вашему бизнесу. Исполнитель берет обязательства выполнить проект. Каковы самые очевидные вероятные нежелательные события (ваши риски):

  1. срыв (затягивание) сроков запуска проекта;
  2. низкое качество исполнения;
  3. превышение запланированного бюджета;
  4. отсутствие возможности дорабатывать и развивать проект;
  5. проект соответствует вашим ожиданиям, но не «работает».

Какой тип риска является самыми нежелательным

Если мы хотим повысить конверсию сайта, то вначале устраняем самые грубые ошибки («тормоза конверсии»). Если сейчас мы говорим про минимизацию рисков, то давайте выявим самые нежелательные. Нежелательны те события, которые приводят к ресурсным (время, деньги) потерям.

Срыв сроков или превышение бюджета

Данные риски не смогут стать лидерами этого маленького хит-парада, так как наступление обоих (по отдельности или даже вместе) не означает полной потери ресурсов. Иными словами, проект  запущен позже на 3 недели и Вам пришлось дополнительно покупать работу отдела программирования для улучшенной реализации функции калькулятора (20 000 руб.), но после запуска проект окупается и далее работает на ваш бизнес в течение длительного времени.

Риски превышения сроков и  бюджета по самому своему смыслу соответствуют ресурсам (которые мы хотим не терять): времени и деньгам. И тем не менее, данные риски могут считаться самыми «мягкими» для заказчика. Не следует давать им высокий приоритет и считать их минимизацию исчерпывающей мерой.

А между тем именно на эти (и, порой, только на эти) риски заказчик обращает  основное внимание. Они подвергаются наибольшему управлению в юридических документах: каждый договор на разработку сайта содержит фиксированную смету, сроки и порядок работ. За нарушение сроков исполнитель выплачивает пени.

Низкое качество исполнения и отсутствие возможности дорабатывать и развивать проект

Риск получить низкое качество исполнения сайта (унылый дизайн, пустые разделы сайта, медленная скорость работы) очень высок, если выбран разработчик, который предложил стоимость ниже рыночной. Часто такой выбор делается осознанно. Заказчик рассчитывает сэкономить принимая риск потерять вложения.

Тем не менее, важно брать в расчет возможность потерять не только деньги и время, но и снизить стоимость своего бренда (репутация и доверие, которые уже сформировались) плюс упустить возможную при качественной реализации проекта прибыль.

Риск низкого качества более негативен для заказчика, чем превышение сроков или бюджета.

Следует управлять риском низкого качества путем отказа от поиска заниженной стоимости разработки. Сложность реализации данной рекомендации заключается лишь в том, что стоимость, считающаяся рыночной на множестве региональных рынков — как раз является заниженной.

 

Проект соответствует ожиданиям заказчика, но не «работает»

Итак, проект запущен в оговоренном и достаточном бюджете, в назначенный срок и с хорошим качеством. Кампания контекстной рекламы организована грамотно и обеспечивает приток посетителей, заинтересованных вашей тематикой. И тем не менее, результат не тот, которого Вы ожидали.

Предположим, Вы заказали такой тип сайта, как интернет-магазин. До начала работ Вы описали исполнителю товарную группу, предоставили прайсы поставщиков. Поставили задачу: продажа товаров через сайт на территории вашего города и области.

После  2-4 месяцев магазин запущен и выглядит на ваш вкус просто превосходно: каталог полностью представлен, все как в прайсах, картинки и описания товаров есть, цены верные, кнопка «добавить в корзину» заметна и выглядит привлекательно. Механизм работы и каждая мелочь полностью соответствует утвержденному техническому заданию.

А продаж попросту нет либо очень мало… При этом оффлайн продажи есть, Вы знаете, что бизнес конкурентоспособен и развивается. Через полгода Вы теряете интерес к дальнейшему развитию интернет-магазина, затратив (потеряв) на его создание и рекламу в сумме ~ 120-300 т.р. (цены по Тюмени на начало 2013 г.).

В то-же время, из практики интерактивного агентства Ремарк можно утверждать, что проект с подобным бюджетом должен окупаться в течение 4-8 месяцев.

Риск создать проект, который Вас устраивает, но не приносит ожидаемой прибыли стоит рассматривать как самый нежелательный, так как он приводит к наибольшим ресурсным потерям.

Как управлять главным риском при заказе сайта

Базовыми методами риск-менеджмента являются: отказ от риска, снижение, передача и принятие. Для управления риском превышения сроков и бюджета мы рекомендовали метод принятия (необходимо иметь ресурсный резерв), риском низкого качества реализации — метод отказа (следует отказываться от рискованного сотрудничества).

Сами по себе, вышеперечисленные риски, не являясь самыми негативными, достаточно понятны. Мы легко их формулируем: сроки, цена, качество исполнения. А вот как с той-же легкостью сказать о главном риске «проект что надо, но не работает»? Назовем его «риск провала стратегии проекта».

Рассмотрим как это может выглядеть на конкретном примере. Для этого вспомним, с чего начинается сотрудничество и работа по созданию сайта в большинстве случаев: «У вас (заказчика) есть представления о том, что получится в итоге (проект ТЗ, описание, требования) … исполнитель берет обязательства выполнить проект«. Эти слова иллюстрируют модель работы большинства региональных студий. Если Вы говорите: нужен интернет-магазин теплового (или насосного, очистительного, вентиляционного) оборудования, то менеджер студии не задается вопросами типа «подойдет ли в принципе модель стандартного интернет-магазина данной товарной группе». Он видит свою задачу в выявлении ваших «хотелок» и определении необходимости работ сверх тарифа (синхронизация с xls прайсами ваших поставщиков).

Бюджет такого проекта на 90-95% сформирован из рабочих часов технических специалистов: дизайнеров, верстальщиков, программистов, тестировщиков, контент-менеждеров. Управление проектом заключается лишь в распределении ресурсов и согласовании промежуточных результатов работ. По какой-то непонятной причине все участники процесса подразумевают, что заказчик имеет достаточно знаний и опыта в интернет-маркетинге, что выбранная им стратегия проекта (цели и способы их достижения) верна.

В практике региональной веб-разработки риск провала стратегии проекта либо не осознается вообще, либо никак не управляется. Это происходит из-за того, что, как таковая, индивидуальная стратегия проекта вообще не разрабатывается.

Для управления риском провала стратегии проекта мы рекомендуем использовать такой метод риск-менеджмента как снижение. Иными словами, следует выделять больше ресурсов на профилактику данного риска. Профилактика риска осуществляется проведением предпроектных исследований и экспертных оценок.

Что предлагает наше агентство?

При обращении в агентство Ремарк Вы всегда можете рассчитывать на подход, отличающийся от конкурентов. Мы знаем как разрабатывать сайты, которые создают условия для лидерства. Почти для каждого успешного среднего или крупного проекта за последний год мы проводили предпроектное исследование. Консультационные и экспертные работы включены в следующие наши тарифы:

  • Предпроектные исследования, экспертная оценка и разработка стратегии проекта
  • Корпоративный сайт с «продающей» функцией
  • Проектирование интерфейса
  • Создание интернет-магазина под Ваш запрос
  • Создание интернет-магазина для крупного бизнеса

Выбрать и заказать тариф Вы можете на нашем сайте: remark72.ru или по телефону (3452) 54-61-81